Center Studio World Stars. Lady Lada

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА




Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта.

О Древнем Египте как целом государстве можно говорить, начиная примерно с 4-3 тысячелетия до н.э. Тогда, в результате объединения Верхнего и Нижнего Египта, образовалось единое государство со столицей в Мемфисе, занимающее известную нам северо-восточную часть Африки. Началось образование династий фараонов, развитие наук и искусства, продолжавшиеся вплоть до 4 в. до н.э (до завоевания Египта Александром Македонским). Это было рабовладельческое государство с деспотическим стилем правления.

Мифология Древнего Египта.
Как в любом древнем искусстве, мифология Др.Египта определила основные мотивы в его культуре. Одним из верховных божеств Др.Египта был бог Хапи. Он был божеством Нила (Нил по др.египетски тоже Хапи), символом созидательной силы воды среди пустыни. Так, Др.Египет иногда называли Страной Хапи. Он изображался в виде мужчины с синеватым цветом кожи (цвет воды), часто изображались принятые в честь разлива Нила жертвоприношения.

Искусство Древнего Египта * Изображение бога Хапи.

Вообще мифология Др.Египта – это культ животных, поклонение им. Боги отождествлялись и изображались в виде животного или человека-животного. Несколько примеров:

Искусство Древнего Египта * Богиня войны Сахмет: голова львицы, тело женщины.

Искусство Древнего Египта * Бог письма и счета: голова чибиса, тело мужчины, мог отождествляться с павианом.

Искусство Древнего Египта * Бог солнца Ра: голова птицы, тело мужчины.

Искусство Древнего Египта * Богиня неба Нут могла отождествляться с коровой.

Искусство Древнего Египта * Бог загробного культа (бальзамировщик) Анубис: шакал.

Искусство Древнего Египта * Загробный культ Ба и Ка. Ба: тело птицы и лицо женщины.

Все искусство Др.Египта так или иначе связано с загробным культом, оно получило свое развитие благодаря этому культу. Архитектура: гробницы, пирамиды, усыпальницы. Живопись (фрески): их украшение, и изображение загробной жизни усопшего. Скульптура: статуи усопшего и его слуг, которые должны служить ему в загробном мире.

Помимо приверженности загробному культу, искусство Др.Египта строго канонизировано (от греч. κανών – правило).

Каноны распространялись на следующие аспекты искусства:
• сюжеты: боги и фараоны, жертвоприношения, жизнь в загробном мире;
• композиция (дальше рассмотрим подробнее);
• архитектура: ее назначение и пропорции (дальше рассмотрим подробнее);
• в цветах: например, мужское тело всегда было темным, а женское светлым. И всегда инкрустировались глаза.
• в пропорциях изображениях человека: рисовали фигуру человека по клеткам (примерно 10х10см), их соотношение было точно вымерено и всегда одинаково (см.рис 8). Человек изображался не таким как мы его видим, а таким как мы его знаем: в полный рост, голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, одна нога впереди другой (ноги тоже в профиль). Чтобы подчеркнуть сословную разницу персонажей, использовался разный масштаб фигур: чем значительней человек по происхождению, тем крупней его фигура.

Искусство Древнего Египта * Типичное изображение человека в Др.Египте.

Искусство Древнего Египта * Палетка фараона Нармера. Крупная фигура фараона и мелкая фигура раба.

Условно самый яркий период искусства Др.Египта можно разделить на: Древнее царство (28-23вв.до н.э.), Среднее царство (21-18вв.до н.э.) и Новое царство (16-11вв.до н.э.) – именно их мы рассмотрим подробнее.

Древнее царство.

В этот период столицей Египта был Мемфис. Особого могущества государство достигло при 4-5 династии фараонов (Хеопс, Хефрен и Микерин на греч.языке). Ознаменовался расцветом всех видов искусства и прежде всего архитектуры.

Архитектура.
В архитектуре Древнего царства можно было видеть: жилища (не сохранились в силу отсутствия монументальности, кроме дворцов), гробницы, святилища (в честь богов и фараонов).
Гробницы в привычном нам виде пирамиды возникли не сразу. Сначала это были каменные (или кирпичные) возвышения, в человеческий рост, над местом захоронением т.н. мастаба (скамья).

Искусство Древнего Египта * Мастаба: внешний вид и в разрезе.

Состояла она из 2 частей: наземной и подземной. В наземной части был вход внутрь, молельня (для еды, одежды и т.п. вещей для покойного, которые ему понадобятся в загробной жизни), сердаб (помещение для статуи покойного). В середине мастабы шла шахта в подземную часть, где была камера с саркофагом.
В последствие, мастаба стала расти в высоту, путем настраивания одной на другую. Получилась ступенчатая пирамида. Первой из дошедших до наших дней таких пирамида стала пирамида фараона Джосера архитектора Имхотепа.

Искусство Древнего Египта * Пирамида фараона Джосера.

Постепенно складывается классическая форма пирамид. Классический пример из этого периода Др.Египта – это конечно же комплекс пирамид в Гизе (одно из 7 чудес света). Эти пирамиды построены для фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина (на греч.языке) или Хуфу, Хафра и Менкаура (на егип.языке). Фараону Хафра также приписывается создание Великого Сфинкса.

Искусство Древнего Египта * Пирамида Хеопса (Хуфу).

Крупнейшая из всех пирамид Египта. Ее высота первоначально была 146,6 м (сегодня только 137,5 м), она оставалась самым высоким архитектурным сооружением в течение 3500 лет. Пирамида сложена из 2,3 миллионов известняковых блоков, которые были подогнаны друг к другу с непревзойдённой точностью. Снаружи пирамида была облицована ослепительно белым турским известняком, который укладывали от вершины вниз. Внутри пирамиды Хеопса находятся три погребальные камеры, расположенные одна над другой.

Искусство Древнего Египта * Пирамида Хефрена (Хафра) и Сфинкс.

Вторая по величине пирамида в Гизе. Ее размеры 215,3 × 215,3 м и высота 143,5 м. Великий Сфинкс до сих пор остается самой большой статуей в мире, его размеры длина 57,3 м, высота 20 м. Храм в честь него остался единственным храмом Др.царства полностью дошедший до наших дней. С этой статуей всегда было связано много загадок и мистики. Одно из поверий: когда будут разгаданы все загадки Сфинкса, он улыбнется, и тогда начнется конец света.

Искусство Древнего Египта * Пирамида Микерина (Менкаура)

Это самая маленькая пирамида в Гизе (ко времени ее постройки период больший пирамид уже закончился). Ее высота была около 66м (сейчас 62м). Однако это самая сохранившаяся до наших дней пирамида Гизы.
Несмотря на разное время построек всех пирамид, есть среди них общие черты: схема постройки на местности и наименование построек в каждом комплексе. В комплекс каждой пирамиды входили: нижний храм (начало загробного пути), дорога (путь в загробный мир), заупокойный храм (вхождение в загробный мир) и сама пирамида (в ней уже начиналась загробная жизнь).

Искусство Древнего Египта * Схема расположения пирамид в Гизе.

Внутреннее устройство пирамид тоже примерно одинаково.

Искусство Древнего Египта * Схема пирамиды в разрезе.

Скульптура.
Скульптура как вид искусства появилась в Др.Египте тоже благодаря погребальному культу. Во-первых, нужны были статуи усопших, к ним родственники приносили одежду и еду для загробного мира. Во-вторых, усопшему в загробном мире нужны были рабы и воины, значит их статуи тоже ставились в усыпальницах.
Таким образом, главной задачей скульптора было передать портретное сходство усопшего и его статуи (для рабов и воинов это было неважно). Индивидуальность каждой скульптуры вместе с тем сочеталась с общими для любой статуи чертами: изображения всегда лишены подвижности, лаконичны, без лишней детализации, лица бесстрастны, взгляд устремлен в пространство и вечность. Человек изображался в своем лучшем, цветущем возрасте. Фигуры всегда монументальны. Скульптура всегда связана с архитектурой, нет круглой скульптуры (только пристенная), т.е. вы может посмотреть на нее в фас и профиль, но никогда сзади. Позы тоже канонизированы: мужская фигура – с выставленной вперед одной ногой, руки опущены или держат посох; женская фигура – с сомкнутыми ногами. У сидящих на троне фигур руки скрещены на груди или лежат на коленях. Фараон всегда изображался в окружении богов. Несколько примеров Др.Египетской скульптуры:

Искусство Древнего Египта * Статуя писца Каи.

Искусство Древнего Египта * Статуя царевича Капера.

Искусство Древнего Египта * Статуи Рахотепа и Нофрет.

Среднее царство.

Уже в конце периода Др.царства власть фараона значительно ослабела. Конец Древнего – начало Среднего царство ознаменовалось новым распадом государства и переходным периодом, длившемся примерно 200 лет. Снова Египет объединился в 2046 году под властью фиванских правителей, что определило г.Фивы (ныне Луксор) как новую столицу. Фараоном-объединителем стал Ментухотеп I из 11 династии фараонов. Так, и после него во время правления фараонов 11 и 12 династий Др.Египет значительно окреп, превратившись в сильное государство с мощным военным и экономическим потенциалом, завоевательной политикой. Именно в этот период появились первые египетские школы, и т.н. «средний класс» в обществе. В мифологии правил культ Амона и триады богов природы и владыки мертвых Осириса, его сестры Исиды и сына Гора - родоначальника фараонов.
Что же происходило с искусством на этом фоне. Собственно, Среднее царство стало мостиком от Древнего к Новому: многое бралось из прошлого, несколько видоизменялось и существовало в таком виде, а уже в Новом царстве получало дальнейшее развитие.

Архитектура.
Говоря об архитектуре Ср.царства, обязательно надо упомянуть о заупокойном храме Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. В нем хорошо просматривается сочетание архитектурных традиций Др.царства (захоронения в пирамиде) с обычаями фиванских правителей хоронить в выдолбленных в скалах помещениях. Такое сочетание делает этот храм единственным в своем роде. Его конструкция во многом определила архитектуру будущего Нового царства.

Искусство Древнего Египта * Реконструкция заупокойного храма Ментухотепа I.

Мы видим пирамиду в верхней части храма. За ней находился двор, в котором шел вход в погребальную камеру. Погребальная камера, как и некоторые другие помещения, вырублена в скалах. Храм стоял прямо на берегу Нила, от воды шел пандус к входу (пропилеям). За ним располагался гипостильный (колонный) зал. К слову, можно рассмотреть непосредственно колонны, использовавшиеся в архитектуре Др.Египта.
Они изготовлялись из известняка или гранита, обильно украшались резьбой, рельефами и росписью. Любая колонна состояла из: базы, ствола, капители и абаки. Сюжеты украшений были все те же: фараоны и боги, жертвоприношения, охота, завоевания и т.п. Иероглифы на колоннах рассказывали о земной и загробной жизни усопшего. В форме самой колонные можно было увидеть стилизованные изображения бутонов и цветов лотоса, папируса и пальмы.

Искусство Древнего Египта * Египетские колонны.

Скульптура.
В первой половине Ср.царства скульптура оставалась верная изобразительным традициям Др.царства. А вот примерно со 2-ой половины уже можно заметить изменения. У скульптуры появляется психологическая выразительность, более подробная детализация, анатомическая верность, и отображение возраста.

Искусство Древнего Египта * Статуя Аменхотепа II (он улыбается).

Что касается росписей (фресок) мы еще не можем рассмотреть их подробно, т.к. в период Ср.царства этот вид искусства только начал сравниваться по значимости с архитектурой и скульптурой, только получил свое развитие. Отметим сюжеты росписей, которые добавились к уже описанным выше: охота, рыбная ловля, земледелие, пастбища, птицы и животные, танцы – т.е. вполне земные и жизненные сюжеты.

Искусство Древнего Египта * Роспись гробницы Хнумхотепа в Бени-Гасане.

Искусство Древнего Египта * Птицы на акации, от туда же.

Новое царство.

Фараоны конца Ср.царства уже не обладали мощью властителей Др.царства, им так и не удалось прочно объединить страну. Примерно с 18в. до н.э. начался переход от Ср.царства к Новому. Этот переход снова ознаменовался распадом страны. Египет захватили гигсосы (семитский народ из передней Азии). Столицей захватчиков стал город Аварис в дельте Нила. Их власть продолжалась примерно 100 лет. Гигсосам покорилась вся страна, кроме Фив. Накопив достаточно средств, фиванские фараоны начали борьбу против интервентов. Закончилась эта борьба при фараоне Яхмосе I из 18 династии. Египет начинает процветать и становится сильнейшим государством Древнего мира. В это же время устанавливается общегосударственный культ бога Амона Ра (бог солнца). Искусство Др.Египта в целом вступит в один из самых ярких этапов своего развития, оно будет воспевать мощь государства, подчеркивать его богатство, отличаясь в этот период особой монументальностью.

Архитектура.
Собственно назначение архитектуры не изменилось: заупокойные храмы и усыпальницы. Но если раньше они были в одном комплексе (иногда даже в одном здании), то теперь усыпальница отделяется от него. Фараонов начинают хоронить на Западном побережье Нила в Долине царей. В структуре храма появились варианты: он мог быть наземным, полускальным или скальным (все помещения высечены в скале).
Из наземных храмов, конечно, надо отметить храмовый комплекс в Карнаке и храм в Луксоре (оба находятся на восточном берегу Нила и посвящены Амону).

Искусство Древнего Египта * Храмовый комплекс в Карнаке.

Искусство Древнего Египта * План комплекса в Карнаке.

Искусство Древнего Египта * Храм Амона в Луксоре.

Искусство Древнего Египта * План храма Амона в Луксоре.

В силу монументальности сооружения в Др.Египте. в том числе и храмы, строились очень подолгу. Иногда что-то пристраивалось к уже существующему зданию, причем пристройка могла посвящаться уже совершенно другому богу или фараону, чем первоначальный храм. Так, на примере храма Амона в Луксоре это видно очень хорошо. Этапы его строительства (см. рис. выше): 1. храм фараона Тутмоса I; 2. первый храм Аменхотепа III; 3. второй храм Аменхотепа III; 4. третий храм Аменхотепа III; 5. храм Рамсеса II.
Как видно из фото, планировка храмов Нов.царства похожа. Все помещения расположены по 1 оси. Путь в храм начинается с солнечного двора, затем проходит через затемненный гипостильный зал и завершается в темной молельне. Чем ближе к ней, тем все более низкими и маленькими становятся помещения.
1. Храмовый комплекс начинался пилонами. Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды, они сооружались по обеим сторонам узкого входа в храм. Их украшали мачтами с флагами, статуями и обелисками.

Искусство Древнего Египта * Пилоны у входа в храм.

2. Дальше шел двор, окруженный колоннадой.
3. Гипостильный зал.

Искусство Древнего Египта * Гипостильный зал храма Амона в Луксоре (реконструкция в разрезе).

4. Еще один двор меньшего размера.
5. Святилище.

Огромное значение в архитектуре Нов.царства приобрели колонны. Они придавали особую торжественность зданиям, возносили их вверх, организовывали сложную игру свето-тени помещений. Потолок обычно красили синеватой краской и украшали звездами.
Еще один пример архитектуры Нов.царства полускальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (рядом с храмом Ментухотепа I).

Искусство Древнего Египта * Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Искусство Древнего Египта * Планы храмов Ментухотепа I и Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Очень хорошо просматривается планировка по 1 оси. Строение храма царицы похоже на храм фараона, но отличается большей пышностью.

Скульптура.
Искусство Древнего Египта * Колоссы Мемнона как пример скульптуры Нового царства.

Каноны скульптуры остались теми же. Сохранились особенности скульптуры Ср.царства. И пришла неслыханная монументальность.

Роспись.
Что точно получило свое развитие в Новом царстве, так это роспись. В рамках уже сложившихся канонов появились потрясающей красоты цвета, чарующая пластика фигур, обилие орнамента и декора, разнообразие сюжетов. Чтобы понять какая была роспись в этот период достаточно посмотреть фрески в гробнице Тутмоса IV Нахт в Фивах.

Искусство Древнего Египта * Фрагменты росписей гробницы Тутмоса IV Нахт в Фивах.

Мелкая пластика.
Широкое распространение в искусстве Нов.царства получила мелкая пластика. Тонкие, изящные предметы из быта богатого сословия. Прекрасной альтернативой скульптур стали деревянные статуэтки. Особенно хочется отметить т.н. туалетные ложечки для благовоний. Эти предметы обычно изготовлялись из алебастра и стекла. Но их прочность позволила им дойти до наших дней в прекрасном состоянии.

Искусство Древнего Египта * Статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи (дерево).

Искусство Древнего Египта * Туалетная ложечка в виде девушки плывущей с цветком лотоса (от привычных канонов здесь уже ничего нет).

На этом история искусства Др.Египта, конечно, не заканчивается. Но оно, в силу разных причин, будет подвергаться иноземным влияниям, а значит, перестанет быть столь самобытным. В т.н. Позднем царстве Египет завоют персы, он станет персидской провинцией. Потом его завоет Александр Македонский, и Египет станет частью Римской империи (Эллинистический Египет) и т.д. и т.д.
Но как бы там ни было в истории, это не мешает нам получать удовольствие и вдохновение каждый раз при обращении к искусству Древнего ЕГИПТА


Обновлен 09 сен 2016. Создан 05 фев 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Организация концертов, Международных фестивалей-конкурсов! Шоу программы! Ведущие! Живая музыка! Фото. Видео съёмка. +38-097-399-39-29 Международные фестивали-конкурсы искусств! Вокалисты, хореография, цирковые школы, театры мод! ОРГАНИЗОВАТЬ ВАШЕ ТОРЖЕСТВО, Свадьба, Юбилей, Корпоратив, просто вечеринка тел. +38-097-399-39-29.